Фасилитатору необходимо помочь учащимся выстроить логику структуры исследования, научить критически подходить к оценке любой информации.
Руководство исследовательской деятельностью дело достаточно трудное, требующее большой самоотверженности, заинтересованного отношения к нему, определенных временных затрат, но вознаграждаемое успехами учеников.
Слово гипотеза происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы. Гипотеза должна:
- содержать предположение;
- быть проверяемой;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам
Для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Нам годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже «провокационные идеи». Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский потенциал ребёнка.
Выдвижение гипотез – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счёте, прогресс в любой творческой деятельности. Что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема!
Способы проверки гипотез обычно делят на две группы: «теоретические» и «эмпирические». Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.
Итак, гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют:
Руководство исследовательской деятельностью дело достаточно трудное, требующее большой самоотверженности, заинтересованного отношения к нему, определенных временных затрат, но вознаграждаемое успехами учеников.
Как построить исследование?
В первую очередь должна быть правильно сформулирована проблема. Но о постановке проблемы детально говорится в курсе "КТ і місцева спільнота". Не будем останавливаться на этом. Мы поговорим о гипотезе исследования.
- содержать предположение;
- быть проверяемой;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам
Для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Нам годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже «провокационные идеи». Уже сама по себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский потенциал ребёнка.
Выдвижение гипотез – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск и, в конечном счёте, прогресс в любой творческой деятельности. Что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема!
Способы проверки гипотез обычно делят на две группы: «теоретические» и «эмпирические». Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий (имеющихся знаний), в рамках которых данная гипотеза выдвинута. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты.
Итак, гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы позволяют:
- открывать новые возможности,
- находить новые варианты решения проблем и затем, в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов, оценивать их вероятность.
Таким образом, гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться.
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова:
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться.
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова:
- может быть;
- предположим;
- допустим;
- возможно;
- что, если…
Упражнения на обстоятельства:
Допустим, берем предмет и начинаем спрашивать: при каких условиях этот предмет будет очень полезным? при каких условиях этот же предмет может быть совершенно бесполезным и даже вредным?
Предлагаем фасилитаторам в комментариях к этому сообщению дать несколько разных гипотез, отвечая на ворос: "Почему многие дети любят компьютерные игры?".
Допустим, берем предмет и начинаем спрашивать: при каких условиях этот предмет будет очень полезным? при каких условиях этот же предмет может быть совершенно бесполезным и даже вредным?
Предлагаем фасилитаторам в комментариях к этому сообщению дать несколько разных гипотез, отвечая на ворос: "Почему многие дети любят компьютерные игры?".
Немає коментарів:
Дописати коментар